На всех автомобилях давно применяются исключительно световые указатели поворота, работающие в мигающем режиме. Эта же система используется для аварийной сигнализации, когда мигание производится с обоих бортов автомобиля. В качестве источников света могут быть установлены лампы накаливания или светодиодные фонари. Каждый указатель поворота отвечает за свой ракурс видимости.
Состав системы сигнализации о повороте или аварии
Для коммутации сигналов задействовано следующее оборудование:
- Непосредственно излучающие приборы в окрашенных или бесцветных прозрачных фонарях. Мощность источников регламентируется таким образом, чтобы их видимость была обеспечена в любую погоду. Яркость иногда адаптируется к внешней освещённости.
- Переключатели указателей поворота под рулём. Коммутируют выходной сигнал реле на лампы правой или левой стороны.
- Релейный модуль указателей поворота. Формирует нужную длительность горения и паузы.
- Ручной коммутатор одновременного включения фонарей.
- Дублирующие лампочки на щитке.
- Плавкие предохранители.
- Электрическая проводка и разъёмы.
Сигналы, предупреждающие о предстоящем повороте, действуют только при повёрнутом ключе, аварийная сигнализация способна быть задействована в любом случае.
Возможные неисправности поворотников
Чаще всего отказ одного из фонарей бывает вызван перегоранием лампочки накаливания. Мигающий режим не является самым ресурсосберегающим для её нити. Срок службы светодиодов здесь значительно больше.
При использовании термоэлектрического реле система реагирует на отказ лампочки увеличением частоты мигания, что является характерным признаком. Замена ламп обычно не представляет сложностей, а стоят они недорого.
Реле поворотов может быть выполнено в виде теплового контактного прерывателя или по более современному принципу, с использованием силового твёрдотельного ключа, управляемого генератором импульсов. В последнем случае оно гораздо более надёжно и отказывает крайне редко.
Тепловое реле использует отключение горения ламп после нагревания нихромовой нити или биметаллической пластины протекающим через лампы током. Затем элемент остывает, и процесс повторяется с требуемой частотой. Наличие нагревающихся частей и механических контактов снижает надёжность. Проявляется поломка в отсутствии какой-либо реакции на попытку включить сигнал об изменении направления движения.
Реле можно попытаться отремонтировать, разобрав его и устранив обгорание, но проще и надёжней будет замена модуля. На старых машинах рекомендуется возить в запасе нужную деталь, поскольку ездить без возможности обозначить манёвр слишком опасно даже кратковременно.
Поломки переключателей также связаны с механическим и электрокоррозионным износом. Здесь многое зависит от конкретного исполнения. Существуют механизмы, выполненные из качественных латунных деталей, с разборной конструкцией и отдельными пружинами фиксаторов, очень надёжные и ремонтопригодные. На бюджетных машинах преобладают достаточно неплохие подрулевые блоки, но их ремонт конструктивно не предусмотрен, используется полная замена в случае отказа.
Перегорания предохранителей также происходят нечасто, если всё прочее оборудование исправно, а в схеме нет коротких замыканий. Обычно это связано с браком самой плавкой вставки. Нахождение предохранителя вычисляется по прилагаемой к машине документации или по краткой мнемонической схеме на крышке блока. Цепь можно прозвонить контрольной лампочкой, подключая её последовательно к обеим сторонам предохранительного гнезда.
Отказы в проводке случаются по двум причинам, окислению мест заделки проводов в разъёмы и механическому повреждению проводов при кузовном ремонте. Нахождение места обрыва требует знания электротехники и наличия контрольных пробников. Цепи последовательно проверяются в направлении от плюса питания к исполнительному устройству.