Эволюция спецсигналов

Трудно представить автомобиль полиции, карету скорой помощи или снегоочистную машину без специализированных световых и звуковых сигналов. Каждая служба оборудуется индивидуальным комплексом, позволяющим однозначно определить ее профессиональную принадлежность. В умах людей, свет проблесковых маячков и звук сирены ассоциируются с властью и силой закона. Но так было не всегда.

Первые сирены и мигалки

С увеличением плотности автомобильного потока в городах, вместе с появлением правил дорожного движения, возникла необходимость в обозначении транспорта оперативных государственных служб с целью повышения эффективности их работы.

Первые сирены появились в США, в 20-х годах прошлого века, когда преступность на фоне стремительно падающей экономики и возрастающего притока иммигрантов начала стремительно расти. Следовательно, полицейских машин, которые появились в начале XX столетия, стало больше, как и погонь за преступниками. Поскольку служебный транспорт тогда практически не отличался от любого другого автомобиля, то идея появления звукового оповестителя была необходимым решением.

Однако, конструкция сирены того времени значительно отличалась по принципу действия и конструкции, поскольку это был, фактически, колокол, который сначала приводился в действие непосредственно водителем, а затем механически с помощью двигателя автомобиля. От такой конструкции быстро отказались в пользу более совершенных воздушных сирен.

Первые светосигналы стали применяться на тех же полицейских машинах в 40-е годы. Конструкция выглядела следующим образом: одиночный проблесковый маячок состоял из роторного механизма, на котором была установлена лампа с отражателем в корпусе из стекла.

Со временем данная светосигнальная аппаратура перекочевала во все остальные службы оперативного реагирования. Отдельные модификации сирен-колоколов используются и по сей день.

Дифференцирование цветокода спецсигналов

Начиная с середины XX века, с массовым наращиванием автопарка в государственных структурах, возникла проблема, следующая после идентификации спецтранспорта – служебная принадлежность автомобиля. Было неясно, какая именно машина несет службу – машина КГБ или, например, газовая служба. В 60-е годы в Москве, самом густонаселенном городе России, вопрос обстоял особенно остро, ведь сотрудники ГАИ не могли понять, какая служба перед ними находится. В связи с этим, в 1966 году был издан документ, регламентировавший использование спецсигналов, а также систематизировал ее применение. Подобные документы в то время постепенно выпустили во всех странах мира.

Современность

Сегодня светодиодные и ксеноновые огни, электронные сирены применяются повсеместно. Однако прогресс не стоит на месте, и теперь на замену может прийти и низкочастотный стробоскоп – отличное решение в условиях шумного мегаполиса и хорошей автомобильной звукоизоляции, поскольку звук воспринимается всем телом, а не только ухом.