Выбрать коробку передач

Тридцать лет назад российским автолюбителям стали доступны автомобили иностранного производства. Именно тогда большинство наших граждан и узнало о существовании автоматических коробок (АКПП), которые умели самостоятельно переключать передачи. На западе в то время ими была оборудована почти половина всех легковых автомобилей.

Выбираем коробку передач

Сегодня коробка-автомат перестала считаться предметом роскоши, ее можно встретить даже на автомобилях российской сборки. Это значит, что мы наконец можем объективно рассмотреть преимущества и недостатки двух самых популярных типов трансмиссий. Сравним их ключевые характеристики и постараемся разобраться, что лучше: МКПП или АКПП.

Стоимость трансмиссии

  • Автомобили с АКПП обходятся покупателям на 10-20% дороже, чем машины той же марки и комплектации, но оборудованные механической коробкой. Это связано с тем, что автоматические трансмиссии устроены намного сложней, чем механические, также они требуют более сложного и дорогого ухода.
  • Механическая трансмиссия надежна в эксплуатации, ее обслуживание заключаются только в периодической замене трансмиссионного масла, которого механике требуется в разы меньше, чем автоматическим коробкам. Еще масло для МКПП дешевле.
  • Ремонтировать МКПП проще, чем АКПП. Многие модели автоматических коробок гораздо проще заменить в сборе, чем найти специалиста по ремонту и все необходимые запчасти.

Еще один аргумент в пользу механики: МКПП обладают большим ресурсом, чем автоматические коробки передач. Он превышает ресурс двигателя. АКПП редко ездят более 150 тыс. километров.

После капитального ремонта двигателя автоматическую коробку придется также менять на новую, что может стать главной статьей ваших расходов на ремонт.

Первый бал зарабатывает практичная МКПП, за надежность, низкую стоимость и долгий срок службы.

Расход топлива и экология

Вопрос экономии горючего актуален сегодня как никогда. В целом механические коробки являются более экономичными, расходуя топлива на 10-15% меньше.

КПД у механической трансмиссии намного выше, чем у коробки-автомата. Конкретные цифры экономии будут зависеть от модели авто и стиля езды водителя. Кроме того, МКПП позволяют осуществлять такие маневры, как торможение двигателем, что позволяет сберечь не только ценное топливо, но и ресурс тормозных колодок.

Еще один бал в пользу механических коробок передач.

Комфорт водителя

  • В плане комфорта автоматические трансмиссии выигрывают у МКПП, причем с большим отрывом. В первую очередь преимущества автоматики раскрываются во время пробок, освобождая водителей от необходимости переключать передачи и выжимать сцепление каждую минуту. Если при движении в плотном потоке происходит авария, то с вероятностью 90% это происходит из-за нервного водителя, который ездит на МКПП.
  • Новичкам намного проще освоиться с АКПП, с ней авто всегда движется плавно, без рывков. Это позволяет им уделить все свое внимание дороге и дорожным знакам. Вероятность допустить самую частую ошибку начинающего водителя (воткнуть неправильную передачу) с автоматикой сводится к нулю.

Единственный недостаток АКПП, который может доставить неудобство, состоит в том, что большинство транспортных средств с автоматикой можно транспортировать только при помощи эвакуатора.

Почетный балл за комфорт во время вождения получает коробка-автомат.

Динамика автомобиля

Динамика автомобилей, оснащенных механической трансмиссией, значительно выше, чем у машин с АКПП. Только механика или продвинутый вариатор позволят в полной мере раскрыть весь потенциал современного двигателя. Автоматическая коробка, какой бы продвинутой она не являлась, всегда будет отбирать у силового агрегата часть мощности.

Еще один балл получает механическая коробка передач.

Ресурс двигателя и сцепления

За динамику владельцам машин с механической коробкой приходится платить уменьшением ресурса двигателя и сцепления. Частая езда на повышенных оборотах не лучшим образом сказывается на состоянии этих элементов автомобиля. Беречь ценный ресурс умеет автоматическая трансмиссия.

Этот балл достается автоматике.

Безопасность на дороге

Общего мнение по поводу того, какой тип трансмиссии более безопасен, не существует. Статистика аварийности больше зависит от марки авто и мощности двигателя, чем от типа установленной коробки передач. Но кое-какие закономерности проследить можно.

  • Преимущества МКПП раскрывают себя в чрезвычайных ситуациях. Например, во время езды по заснеженной дороге или по бездорожью.
  • Кроме того, механическая трансмиссия позволяет экстренно ускоряться за счет перехода на пониженную передачу. Большинство водителей пользуется этой особенностью МКПП только для обгона, однако бывает, что она спасает жизни людей.

В целом механические трансмиссии считаются более безопасными, чем коробки-автомат. Прежде всего благодаря тому, что с ними водители чувствуют себя более уверенно за рулем, лучше ощущают дорогу и сам автомобиль. Конечно, это касается только опытных водителей, новичкам больше подойдут машины с АКПП.

Балл за безопасность получает механика.

Неожиданный вывод

Результаты оценки таковы:

  • Механическая трансмиссия вышла однозначным победителем в обзоре, заработав четыре балла из шести.
  • Коробка-автомат, по итогам оценки, получает два балла (благодаря удобству в городских условиях и способности беречь ценный ресурс двигателя).

Механические коробки передач – это практичный выбор. Они стоят дешевле автоматических и продолжат сберегать деньги водителей при длительной эксплуатации. По всей видимости, это и есть главная причина популярности МКПП в России.

Однако говорить о том, что машины с механической коробкой покупаются только от безденежья, неправильно. Автоматические коробки удобны, но все еще далеки от совершенства.  До тех пор, пока недостатки не будут устранены, МКПП не потеряют своей актуальности.